Отчет о поездке в Крым
Цель поездки – база отдыха МАИ вблизи Алушты.
Машина – Тойота Калдина 1.8. Старт - в 20.30 в субботу 22 июня 2002 г. В экипаже 3 человека – двое водителей (один из них прежде не ездил на правом руле) и дама. Все едем к своим семьям, которые уже находятся на побережье.
Одометр обнулен. В баке почти пусто. Первая заправка – ТНК на трассе М4 Дон сразу за МКАДом, залито до полного бака АИ-92. Жмем, пока совсем светло. Машин мало. Достопримечательностей – тоже. У Ефремова на 312 км (по столбам) - мост через р. Красивая Меча с односторонним движением по светофору, но в связи с ночным временем очереди нет. К часу ночи прошли по одометру 374 км, т.е. средняя скорость – 83 км/ч.
В Ельце – заправка на Юкосе бензин АИ-92 по 8,80. Вдоль дороги в Ельце активно продаются мягкие игрушки и в огромном количестве ч/б портативные и полупортативные телевизоры псевдоиностранных марок. Там у них какое-то СП их клепает, а народ продает. От 1500 р. за 14” аппарат.
На 435 км – опять мост со светофором через реку (кажется Сосна). Народу нет. На 491 км у Воронежа мотель Яр (взято на заметку для обратной дороги).
При одометре 534 в Юкосе залито в бак 30 л и в канистру 10 л АИ-92 по 8,20.
Опять же на всякий случай отмечен мотель ( и заправка) на 592 км от Москвы.
Утром, в 8 часов, почувствовали, что надо отдохнуть. На 944 км (130 не доезжая Ростова) съехали за придорожную лесополосу и поспали сидя в креслах 40 минут. Потом умылись, позавтракали и в 9.30 тронулись в путь.
При 1097 по одометру (уже после Ростова) залито АИ-95 52 л по 9 руб.
На 1123 км – Цукерова балка, «таможня», въезд в Краснодарский край. Документов никто никаких не проверяет, но обставлено и обстроено все серьезно (на всякий случай). Вообще Краснодарский край в России – это примерно как Бавария в Германии. Типа соль земли, все основательно, зажиточно и «для себя».
После Кущевской надо сворачивать вправо с трассы. Будьте внимательны! Не поддавайтесь на первую же стрелку на Кущевскую направо (мы поддались и проплутали немного), а идите по трассе прямо, и на 1158 км будет указатель направо на «Кисляковскую, Ленинградскую, Каневскую». Далее на Ленинградскую – Стародеревянковскую – Тимашевск – Славянск-на-Кубани и на Темрюк. Дороги – супер. Между названными СТАНИЦАМИ они на порядок лучше, чем трасса Москва-Тула (которая, кстати, объявлена скоростной дорогой). В общем, дороги строят ДЛЯ СЕБЯ. В населенных пунктах встречаются гайцы с радарами, но мы едем корректно или же за редкими местными спонсорами. На очередном посту ГАИ нас тормозят, чтобы зарегистрировать в журнале. Претензий нет, «счастливого пути».
В Темрюке при 1451 по одометру заливаем АИ-92 по 9,30 до полного бака. В 16.30 въезжаем в Голубицкую. Правее трассы стоит Лукойл, а еще правее собственно въезд в станицу и направо в кемпинг «Отдых», на который мы и рассчитывали. Дощатые домики на берегу Азовского моря. 140 р. с человека. + 20 р. за стоянку машины возле домика. Хватит на сегодня. От дома отмахали 1466 км ровно за 20 часов. Средняя – 73 км/ч. Пьем холодное пиво и бежим купаться на море. Вынимаю из ноги клеща, тяпнувшего меня, видимо, на утренней стоянке. После чего ужинаем своими припасами из сумки-холодильника, запиваем все водкой и отрубаемся.
Утром в 3.45 выезжаем из Голубицкой, чтобы гарантированно попасть на первый паром. По расписанию он отходит в 7.15, но перед ним предстоит пограничная процедура, а сколько там народа – никто из местных прогнозировать не берется. От Голубицкой до парома 60 км. В населенном пункте «Ильич» -пост ГАИ, проверка документов. Держите ремни пристегнутыми!
К парому подъезжаем в 4.45. Машин НЕТ. Мы первые. Светает. Полно магазинчиков и шалманов, но продавцы спят или почти спят. Есть приличный туалет. Узнаем цены на билеты на паром:
Взрослый чел – 85 руб (по понедельникам скидка 50 %)
Машина класса Жигули, Москвич и т.п. – 430 р
Класса Волги, ЗИЛ, ЗИС, … - 657 р.
Пользуясь понедельничной скидкой, берем билеты. На вопрос кассирши, какого класса машина, я не стал врать, что Жигулевского, а честно сказал, что класса Москвича (имея в виду Реногор).
Пограничная процедура, таможня, декларация (которую почему-то отняли после прочтения), заезд на паром и отплытие. При заезде какой-то дядечка показывает нам место на палубе, куда поставить машину, и велит с документами подойти к комнатке типа каюты. Там образуется очередь. Я не спешу, хожу по палубе, фоторгафирую. Мой экипаж дремлет в машине. Дождавшись, когда очередь рассосется, подхожую Там компьютер (корабельный J ) и парень при нем. Мой вопрос: что тут за процедура, обязательна ли она и сколько она стОит? Его ответ: оформление иммиграционных украинских карточек и регистрация въезжающих в компьютере. СтОит 20 руб. Я: на том берегу мне такую карточку дадут? Он: дадут. Я: все понятно, всего доброго. Это был развод № 1.
Паром через Керченский пролив. На втором плане - моя Калдина.
Переплыли
пролив, съехали на сушу. Украина. Паспорта.
Где ваши иммиграционные карточки? - Какие
карточки? - Вам на пароме не дали? Не дали. –
Понятно, сейчас принесу. Приносят.
Заполняем, нам их возвращают со штампом
пересечения границы и доброжелательно
советуют их ни в коем случае не терять, дабы
не было у нас проблем. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ
документ, подтверждающий легальность
нашего пребывания в Украине. ОК. Таможня.
Заполняю обязательство вывезти машину
через 2 месяца. Ничего письменно не
декларируется. Громко и официально
спрашивают о наличии/отсутствии наркоты/оружия/всякой
дряни, опять же устно о валюте. Никто ничего
не пересчитывает. Меня как водителя/хозяина
машины просят зайти в домик оформить
разрешение на временный ввоз машины и там
начинают МУЧИТЬ. Вопросами о том, какое
масло лучше заливать в двигатель Карины Е.
Провожу краткий ликбез. Расстаемся как
хорошие знакомые. Выхожу из домика. Дальше
комичная сцена. Под тентом по ходу моего
движения стоит барышня и рядом с ней типа
пюпитра как у дирижера симфонического
оркестра. Однозначно сейчас начнется
развод № 2 на тему страхования гражданской
ответственности. Щаз-з-з! Но, видимо, что-то
такое она в моих глазах прочла, что даже не
подступилась ко мне. А в нескольких шагах от
нее стоит еще один дядька и предлагает мне
оплатить экологический сбор. Начинается
развод № 3. Он: нужно оплатить экосбор. – Я:
не нужно. – Он: таков порядок. – Я: он
отменен. – Он: кем? – Я: Вашим кабинетом
министров, хотите, копию покажу? – Он: ну
ладно, при выезде заплАтите. Уезжаем.
Проезжаем
Керчь. На выезде тормозят 2 гайца. Я выхожу
из машины и сразу спрашиваю: Я что-то
нарушил? Они: нет-нет, просто мы тут всех
проверяем. Вопросов нет. Едем в Феодосию.
Там завтракаем: на троих с яичницей,
творогом и кофе около 70 руб. Вперед, к цели.
Решаем
ехать не по побережью, а через центральный
Крым на Белогорск, а потом через перевал
спуститься к морю. По степи дорога очень
даже вполне. В крайности не кидаюсь, знаки
соблюдаю – все же заграница. В Белогорске
уходим налево на Головановку –
Красноселовку вверх на перевал. Дорога в
асфальте, встречных/попутных нету. Достигли
вроде бы верхней точки, на краю дороги
площадка, можно постоять, полюбоваться
окрестностями и сбегать в кустики… Едем
вниз и вдруг дорога превращается в грунтово/гравийную,
шириной в полтора корпуса. Едем дальше вниз
и наблюдаем посреди расширения дороги МАЗ с
поднятой кабиной и мужиков с гаечными
ключами. Объезжая их, спрашиваю, что, мол,
теперь до низу такая дорога? А они в ответ:
Не-а, сначала еще вверх, а потом уж вниз.
На перевале.
Тут
настало время рассказать о поведении АКПП
на горных/извилистых дорогах. Слов – нет.
Только эмоции. СУПЕР. На подьеме она сама
думает и выбирает режим. А если не нравится,
что она их переключает – ставим на «2» и
забываем про все на свете. Подъем с виражом
– легко. Разгон на подъеме – легко. А если
начинается спуск – на двоечке машина идет
40-60 и не разгоняется, если газу не дашь. То
есть тормоза на спуске не нужны. Так вот,
вниз с перевала я включил «1» и машина
ВООБЩЕ НЕ ЕДЕТ без касания педали газа. То
есть просто упирается рогами (привод
передний, заметьте!) в склон и ждет команды
ехать вниз. Какие тормоза? какие колодки…? А
я еще думал перед поездкой менять свои 3-миллиметровые
на новые. Блажь.
Выехали
на прибрежный серпантин, направо на Алушту.
Далее – не интересно, машина едет сама и
везет экипаж.
К
цели путешествия – база отдыха МАИ в 18 км
восточнее Алушты – прибыли около часа дня
московского времени, проделав 1780 км от дома
по одометру. Средний расход составил 7,6 л/100
км, притом половина пути пройдена с
кондиционером.
Все
Приехали. Пьем пиво на берегу, потом
разгружаемся и приступаем к отдыху. Эта
фаза наименее интересна для опубликования.
Произошло воссоединение с семьями, кои там
уже к этому времени давно находились и
приняли нас как родных.
Несмотря
на ежечасный беспробудный отдых, удалось
совершить 2 поездки. Первая – в Новый Свет.
Дистанция – около 75 км, длительность в пути
– около 1,5 часа. Судак, Генуэзская крепость (это
все за окном), наконец собственно Новый Свет,
Голицынское имение и музей, экскурсия… Да,
опоздал князь со своей идеей лет на 50-100. А то
бы вдова Клико отдыхала бы на фоне русского
подхода и упорства в достижении целей.
Лучшие научные силы были ангажированы на
производство игристых вин, сам Николай-2
приезжал, имение и подвалы с содержимым в
ДАР принимал, статус поставщика Двора…,
распитие на коронации… А потом пришли
красные – и все кончилось. Слава Богу, сам
Лев Сергеевич Голицин скончался в 1915 г. и не
видел всего этого своими глазами. В конце 30-х
были какие-то постановления Совнаркома по
восстановлению шампанского виноделия – ну
а там война… Короче, только в 50-х начали
восстанавливать… Опять лучшие силы
бросили.
В
Новом свете обнаружена машина с
московскими номерами, естественно, Тойота J,
Карина Е. С хозяином увидеться не удалось.
Вообще в Крыму сейчас московских машин на
удивление мало. Обнаружена тут же еще
Королла с местным номером, а также
ПРАВОРУЛЬНАЯ Toyota Crown Royal Saloon. Значит, все же «есть
жизнь на Марсе».
В
Новом Свете есть такая Царская тропа, по
которой можно идти по скалам вдоль моря и
наслаждаться природой. Пошли. Потом
спустились по откосу вниз к морю и
поплавали с масками вокруг скал. По дороге
есть Шаляпинский грот, где, говорят, даже
пел Федор Иванович. Правда, говорят также,
что никакого Шаляпина тут сроду не было –
но грот все равно Шаляпинский J.
К своду (на высоте около 20 м) прикреплены
кольца, в них продета двойная стропа и
каждый желающий за 5 грн. пристегивается
специальной подвеской типа парашютной и
может пораскачиваться как маятник над
морем и камнями. Причем когда летишь, то
кажется, что сейчас размажет об скалу. Но
законы физики спасают.
Далее
- обед в шалмане на пляже Нового Света с
распитием Новосветского шампанского и
каберне столового Массандровского завода.
За здоровье всех присутствующих!
Поездка на Водопад Джур-Джур не представляет интереса с автомобильной точки зрения, разве что обнаружил там Тойоту-Короллу с двухлитровым дизелем, а также убедился в пользе установленной весной защиты картера. Пару раз чиркал по грунтовой каменистой дороге именно ею.
Еще была автомобильная поездка в самую цивилизованную часть Крыма. Затея была доехать до Алупки и осмотреть Воронцовский дворец и парк. Дорога идет мимо Ялты, Артека, Массандры… Направо – указатель на винзавод. Погода изумительная, на небе – ни облачка, в машине под кондиционером прохладно и приятно. Дети валяют дурака на заднем сиденье – идиллия. В Ялте напротив друг друга две АЗС – Татнефть и ТНК, по 2 гривны/литр (100 $ = 515 грн.). Ливадия, Алупка, дача Курчатова. Воронцовский дворец, парк, красота… Потом, правда, выяснилось, что именно в этот день наш сыночек явно заболел ветрянкой. А мы никак не могли понять, что это он на обратной дороге такой был вялый…
2 июля. Двинулись в обратный путь. Принято решение возвращаться по короткой дороге, через Запорожье-Харьков. Проезжая по населенным пунктам степной части Крыма, наряду с придорожными объявлениями о продаже коровы и угля, пару раз встретили и такое: САМСА ТАНДЫРНАЯ. Что бы это значило?
В Джанкое с бензином тоже все в порядке: В центре города крымская «Sentosa» и Лукойл, а на выезде в сторону материка – ТНК. Цена 1.90-2.00 грн. После выезда из Крыма, в Чонгаре – придорожные рынки с вяленой рыбой: бычки, вобла, кефаль и т.д.
В Запорожье – по обеим сторонам трассы ТНК по 1.90 грн. за литр.
В
Днепропетровской обл. около поста ГАИ,
сразу за ним метрах в 30, стоит парочка
экологов в камуфляже. Стали спрашивать у
нас талон экоконтроля и оплаты экосбора. Я и
указываю на свой талон техосмотра на
лобовом. Им этого недостаточно. Тогда я
достаю папку с «нормативно-правовой базой
автопутешественника по Украине» (спасибо
ФАКу из auto.ru\travel)
и показываю постановление ихнего Кабмина
об отмене экосбора. Они просят показать
таможенную декларацию, якобы хотят
посмотреть на экологический штамп в ней.
Посылаю их и уезжаю. Через пару километров
нас снова пытаются остановить такие же
пятнистые человеки. Показали через стекло
кабины свое экологическое удостоверение и
просят показать талон экоконтроля, который
нам якобы должны были дать при въезде на
границе. Отказываю. Тогда предлагают с
техпаспортом пройти в будку к старшему их
смены и зарегистрироваться. Я закрываю
стекло и уезжаю. Больше попыток развода не
было.
Не
доезжая 192 км до Харькова начинается
скоростная дорога, обставленная
соответствующими знаками. На самом деле это
обыкновенная бетонка, хуже нашей
Новорижской трассы. Встречаются участки с
ограничением 30 и встречные красноречиво
моргают фарами. Берегитесь летящей щебенки
и гайцев с радарами.
На
посту перед рекой Орель при въезде в
Харьковскую обл., после доброжелательной
проверки документов, завидя отирающихся
поблизости экологов в камуфляже, спрашиваю
офицера ДАИ: что, у этих ребят какие-то новые
полномочия появились? А то мол я пару раз
уже послал их куда подальше, может, зря
обидел? J
Он мне: посылай и дальше, правильно делаешь.
Мерефа.
АЗС ТНК.
Вечер, 22.15. Переход границы, Гоптивка. ПРи прохождении паспортного контроля на Украинской стороне мне сообщают, что надо заплатить 10 $ дорожного налога. А у меня есть только 10 гривен и рубли, которые я не показываю. Через 10 мин выясняется, что и этого достаточно. Вся таможенная процедура на обеих сторонах заняла от силы 20 мин. Едем на Родину.
От Алушты до границы по одометру 753 км.
Белгородская обл. АЗС Юкос, 9 руб\литр.
Ночевка в Белгороде, в кемпинге, ул. Горького, 54. Утром 3 июля в 8.30 трогаемся дальше. Курская обл. Дорога стала плохой, вся в швах и заплатах. Быстрее 100 км\ч ехать не хочется. А уж объездная вокруг Курска – просто отвратная. Выпить кофе из чашки на ходу просто невозможно. Бензин на ТНК – 9.20. Объездная дорога кончилась, качество покрытия резко улучшилось.
Подтверждаю многократно высказанное мнение, что на всей трассе самые злые гайцы – в Орловской обл. В чистом поле ловят радарами за скорость свыше 90 и за сплошную, а о населенных пунктах и говорить нечего. Дороги в Орловской обл. хорошие. Бензин на Юкосе на объезде Орла – 9 руб.
Дальше – без особых впечатлений. «Скоростная» трасса от Тулы до МКАДа вызывает ностальгию по местным дорогам Краснодарского края.
16.20. Доехали до МКАДа. На одометре 1450 км от Алушты.
Родной дом. На одометре – 1480 км. На часах – 17.00. Приехали.
Подведем некоторые итоги.
Всего пройдено 3604 км. Сожжено 300 л. Средний расход около 8,3 л/100 км. Примерно половина пути туда, все разъезды в Крыму и весь обратный путь – с включенным кондиционером.
Кондиционер – неоценимое благо для путешествия летом, в особенности в теплых краях и в особенности с детьми на борту. Дорога не доставляет никакого дискомфорта при наружней жаре, а расход бензина… да и черт с ним.
Автоматическая трансмиссия – гениальное изобретение всех времен и народов. На трассе, на подъемах, затяжных крымских спусках и на серпантине однозначно облегчает управление по сравнению с ручной коробкой.
Украинские гаишники (точнее - ДАИшники) вполне корректны. Останавливают, конечно, но только для проверки документов и пожелания счастливого пути. Впрочем, я тоже не грешил нарушениями и за все путешествия не попался ни разу и никому ничего не заплатил.
По поводу сравнения трасс М4 и М2 - я лично высказываюсь за М2. Несмотря на то, что качество покрытия в общем хуже, чем на М4, зато она на 300 км короче. От Алушты до Москвы дорога заняла ровно 20 часов, не считая времени, потраченного на ночевку в Белгороде. Отсюда следует, что, если стартовать из Москвы вечером, часов в 7-8, то к вечеру следующего дня можно уже пить крымское на ЮБК. В следующий раз так и сделаю. Но о поездке по М4 ничуть не жалею.
Второй водитель лично мне не помощь. Ну не могу я расслабиться и поспать, когда за рулем (тем более моей машины!) кто-то еще. Но это, видимо, особенности моей психики. Кому-то вдвоем попеременно ехать гораздо легче, наверное. Но штурман совершенно необходим, ведь у меня настоящая (праворукая) японка и идти на обгон фуры на узкой трассе сложновато без подсказки сидящего слева надежного товарища. Это, пожалуй, единственный реальный недостаток праворуких автомобилей.
Ну вот и все. Буду рад, если эти заметки помогут кому-то подготовиться к путешествию.
Андрей